Грановитая палата Московского Кремля

Грановитая палата Московского Кремля.

Грановитая палата для обложки.jpg

Грановитая палата — памятник архитектуры в Московском Кремле, одно из старейших гражданских зданий Москвы. Построена в 1487—1491 годах по указу Ивана III итальянскими архитекторами Марком Фрязиным и Пьетро Антонио Солари. Постройка использовалась для проведения торжественных обедов, заседаний и церемониальных приёмов при венчании на царство

Грановитая палата была заложена в 1487 году на месте древней гридницы архитектором Марком Фрязином для торжественных приёмов в великокняжеском дворце Ивана III. Строительство закончил в 1491 году Пьетро Антонио Солари. Название постройка получила по выходящему на Соборную площадь парадному восточному фасаду, отделанному «бриллиантовым» рустом из белого камня (под «грани»), характерным для итальянской архитектуры эпохи Возрождения, например Алмазного дворца в Ферраре. При этом объёмное решение палаты — с высокой кровлей, открытым наружным крыльцом и сенями внутри — вполне соответствовало русской архитектурной традиции.

Грановитая палата 3.jpeg

Прообразами Грановитой палаты мог служить как традиционный тип гридниц, известный в русском зодчестве со времён Киевской Руси, так и недавно построенная трапезная Троице-Сергиевой лавры. Ряд двойных стрельчатых окон с прямоугольными обрамлениями, выполненных в стиле итальянской готики, и строгий классический антаблемент венчания добавляли зданию цельности. Первоначальные окна, возможно, имели белокаменные обрамления (их остатки сохранились у круглых окон второго света). Важную роль в декоративном оформлении простого прямоугольного объёма палаты выполнял цвет: белый камень восточного фасада сочетался с красной окраской неоштукатуренных боковых и заднего фасадов и золочением высокой четырёхскатной кровли. За многие годы прироста культурного слоя подклет «опустился» в землю, и первоначально здание, вероятно, выглядело стройнее.


Грановитая палата 1.jpg

Рядом с Грановитой палатой (называвшейся также Большой) была выстроена Средняя золотая палата. Перед ней возвышалось Верхнее крыльцо (Передние переходы), на которое с Соборной площади вели три лестницы:

  • Красное крыльцо — у стены Грановитой палаты, служило для торжественных выходов царя;
  • Средняя лестница (с конца XVII века — Золотая лестница или Золотая решётка) — вела в сени Средней золотой палаты, через неё во дворец попадали послы нехристианских государств;
  • паперть Благовещенского собора — служила входом во дворец с Соборной площади.
Между лестницами Грановитой и Средней золотой палат находились Красные ворота, которые вели с внутреннего двора дворца на площадь. За Средней золотой палатой стояла Столовая брусяная изба, сломанная в 1681 году. К югу от неё возвышалась Набережная палата, просуществовавшая, как и Средняя золотая, до 1753-го.

granovitaya10-c7a2fc7c.jpeg

К моменту своего завершения центральный зал Грановитой палаты был самым большим залом Москвы]. С XVI века здесь проходили заседания Боярской думы, Земские соборы, торжественные пиры, празднества в честь покорения Казани в 1552 году, победы под Полтавой в 1709-м, заключения Ништадтского мира со Швецией в 1721-м. В 1653 году в ней состоялся последний Земский собор, после которого Украина вошла в состав Московского государства. В 1682 году в палате состоялся известный диспут между староверами во главе с Никитой Пустосвятом и представителями официальной церкви; этот диспут, где среди присутствовавших были царевна Софья и патриарх Иоаким, изображён на картине Василия Перова «Никита Пустосвят. Спор о вере».

granovitaya8-0a39595e.jpeg

В 1630-х годах, при постройке Теремного дворца, схема окраски стен палаты, вероятно, изменилась для соответствия новому сооружению: белокаменные части антаблемента окрасили в красные и зелёные тона, поверхности откосов получили травные росписи (кроме подоконников, окрашенных в цвет киновари). В это же время Красное крыльцо получило бочкообразные и шатровые завершения рундуков.

В 1684 году в Грановитой палате проводились ремонтные работы, которыми руководил Осип Старцев. Двойные готические стрельчатые окна были растёсаны и заменены существующими проёмами, украшенными наличниками с растительным орнаментом. Над сенями устроили тайник для хранения ценностей. Медная кровля была заменена на железную, понижена и ярко расписана (эта расписная кровля погибла при пожаре 1696 года), над карнизом палаты создали деревянную балюстраду, а напротив входа из сеней в Грановитую палату устроили новый портал с резными колонками и фронтоном, над которым находился двуглавый орёл

Здание палаты двухэтажное: верхний этаж занимает квадратный тронный зал площадью 495 м², перекрытый четырьмя крестовыми сводами, опирающимися на центральный столп, нижний — подклет. Высота до верхней точки свода 9 м. С запада к залу примыкает помещение Святых сеней. Восточный фасад палаты украшен гранёным рустом, декоративность его обработки подчёркнута помещёнными по углам витыми колоннами. Исключая восточный фасад, фасады палаты украшены лишь колончатыми наличниками окон; первоначально они, вероятно, были окрашены красно-коричневым свинцовым суриком, что усиливало выразительность парадного фасада. На северной стене под крышей имеется плохо сохранившееся горельефное погрудное изображение мужчины, условно называемое «портретом мастера»; по предположению москвоведа Сергея Романюка, это может быть портрет Пьетро Солари.

Грановитая палата 4.jpg

Вход в Грановитую палату со стороны Соборной площади называется Красным крыльцом и является новоделом XX века, построенным на историческом месте. Над его боковыми фронтонами установлены два двуглавых орла, а на пролётах перил — каменные львы. К северному фасаду присоединена небольшая пристройка, в которой находится лестница.

Не ранее второй половины XVI века стены и своды в интерьере палаты были расписаны фресками; первые сведения о наличии в Грановитой палате «бытейной живописи» на аллегорическое сюжеты относятся ко времени царствования Фёдора Иоанновича. В 1668 году после пожара роспись возобновил Симон Ушаков, составлявший подробную опись сюжетов и расшифровку надписей в 1672-м по указанию царя Алексея Михайловича. При Петре I стенопись была в основном уничтожена, своды выбелены, а стены затянуты малиновым бархатом с вышитыми золотыми двуглавыми орлами. В таком виде палата сохранилась до 1881 года, когда её роспись возобновили палехские иконописцы братья Белоусовы в соответствии с описью Симона Ушакова. Под росписями XIX века частично сохранилась живопись XVI—XVII веков.

granovitaya9-df3c2522.jpeg

Портал главного хода обрамлён плоскими пилястрами с растительной резьбой и завершён образами геральдических животных. Центральной фигурой композиции является изображение двуглавого орла, представляющее собой древнейший государственный герб России, как было установлено Олегом Ульяновым.

Источником сюжета для росписи Грановитой палаты послужили Библия и Хронографы. На своде и откосах свода находятся космогонические композиции. На западной части свода помещено изображение Саваофа в окружении девяти ангельских чинов, на откосах изображены праотцы, пророки и евангелисты. Некоторые сюжеты росписей стен служат иллюстрациями к «Сказанию о князьях Владимирских» XVI века. Две из таких композиций размещены в люнетах южной стены: сцена из «Венчания Владимира Мономаха на царство» и изображение Фёдора Ивановича (там же сюжеты из Ветхого Завета и изображение Соломона). На северной стене помещён сюжет об Иосифе Прекрасном, на западной — иллюстрации к притче о праведном и неправедном судьях. В откосах оконных проёмов — образы двадцати четырёх представителей княжеского рода Рюриковичей.

Первоначально столп и порталы были украшены золочёной белокаменной резьбой с росписью и позолотой. Нынешняя резьба — гипсовое воспроизведение первоначальной, выполненное в 1968 году по сохранившимся под позднейшими наслоениями фрагментам оригинальной резьбы. Тогда же был восстановлен изначальный красно-коричневый фон рельефов порталов и столпа. В центре столпа помещены дельфины, на фризовой ленте — российский герб и изображения животных. Последние были призваны иллюстрировать качества достойного правителя: олень напоминает о силе и могуществе, журавль о благоразумии и осторожности, дельфин иллюстрирует заботу о подданных, пеликан — самоотверженную любовь, а крылатый змеелов — соединение мудрости и силы. Столп прежде был окружён ставцами — полками для размещения различной столовой утвари (серебряных и позолоченных кубков, блюд и другой посуды). Между нижними окнами и окнами верхнего света первоначально находился фриз с метопами и триглифами.

Зал освещают четыре паникадила-«хороса» из тёмной бронзы, выполненные в 1840-х годах, а также двадцать бронзовых подсвечников на стенах.

Сейчас Грановитая Палате - единственное гражданское здание среди построек Московского Кремля.

Впервые Грановитая палата реставрировалась в конце 1960-х годов, а в недавнее время восстановили паркетный пол, ковёр и мебельную обивку. Параллельно с этим шли раскопки, в ходе которых было найдено примерно три тысячи предметов. В 2012 году палата была впервые открыта для экскурсий.

Обычно осмотр Грановитой палаты входит в состав экскурсии в Большой Кремлевский Дворец, на это требуется разрешение комендатуры Кремля. Палата закрыта для свободного посещения и это делает экспозицию достаточно эксклюзивной.

 

Отзывы и оценки

Сортировать:   по дате ↑   по оценке