Ярославль

Основание: 1010 год
Площадь: 205,8 км2
Население: 570 824 чел. (на 2023 год)
http://city-yaroslavl.ru/

Легенда об основании города гласит, что будущий великий киевский князь Ярослав Владимирович, будучи еще князем Ростова Великого, объезжал однажды свои владения и встретил в местечке, где сливаются две реки Волга и приток ее Которосль, неизвестное племя язычников. Недружелюбно встретили аборигены князя и напустили на него свирепую медведицу. Не испугался князь и поверг зверя секирой. И тогда покорились язычники князю. А он решил здесь основать город с крепостью, чтобы суда с разным товаром свободно могли ходить по Волге, чтобы развивались здесь промыслы и ремесла. Город нарекли в честь основателя Ярославлем.

Ярославль возник как первый христианский город на Волге. А было это в 1010 году. С тех пор стоит над Волгой город-красавец, радуя и удивляя горожан и своих гостей удивительными храмами и архитектурными ансамблями, уютными скверами и оригинальными новостройками. И никогда Ярославль не менял своего имени.

Имея весьма выгодное в стратегическом отношении географическое положение, город стал опорным пунктом княжеской власти и форпостом распространения христианства на Северо-Востоке Руси. Уже в XII-XIII веках Ярославль стал одним из наиболее развитых городов Руси, крупным центром торговли и ремесла. Высокого уровня достигли металлообработка, гончарное производство, строительное дело. Купцы вели оживленную торговлю с другими русскими землями, прежде всего с Новгородом и Псковом. Прочные деловые отношения установились со странами Востока и Запада, в особенности со Скандинавией — город упоминается в скандинавских сагах. Ярославль стал центром транзитной торговли, через регион по Волжско-Каспийскому пути шли товары из Северной Европы и с Востока, восточные купцы были частыми гостями в Ярославском крае.

Ярославль развивался не только как торгово-ремесленный, но и как культурный центр. Развитие книжности, распространение просвещения и высокий уровень грамотности в различных социальных слоях населения, возникновение местного летописания, формирование традиций зодчества и живописи предопределили экономический и культурный расцвет волжского города.

Ярославские правители являлись соратниками Великих князей Московских как во внутриполитической, так и внешнеполитической борьбе. Одними из первых ярославцы откликнулись на призыв московского князя Дмитрия Донского, приняв участие в Куликовской битве. Сражение с войском хана Мамая знаменовало собой начало освобождения Руси от татаро-монгольского ига и объединения русских земель. В середине 1463 году Ярославское княжество влилось в состав централизованного Московского государства.

В XV веке при присоединении к Московскому государству городу была отведена почетная роль «государевой отчины». В XVII веке московские цари в духовных грамотах завещали Ярославль с волостями прямым наследникам престола. Сюда в случае опасности перевозили государственную казну.

В начале XVII века Ярославль сыграл ключевую роль в событиях Смутного времени, став центром борьбы с иноземными захватчиками. В 1609 году город героически выдержал осаду польско-литовских интервентов. В 1612 году Ярославль выполнял функции временной столицы России: здесь расположилось народное Ополчение под предводительством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В Ярославле были созданы высшие органы государственной власти: созван «Совет всея земли», организованы приказы — общероссийские органы территориального и отраслевого управления, построен монетный двор. В «Совет всея земли» вошли представители дворянства, посадских людей, казаков, стрельцов, пушкарей. Ярославль — столица Ополчения — стал центром, из которого исходили идеи национального единения русских земель. За время пребывания на ярославской земле Ополчение выросло с трех тысяч человек до двадцати тысяч. Накопив силы и получив финансовую поддержку ярославских купцов, оно пошло на Москву и освободило столицу. Ярославль стал оплотом русской государственности: здесь нашли свое воплощение идеи национального единения, легитимной власти, защиты государственных интересов. Здесь русский народ ощутил себя единой нацией.

Избрание на царство законного монарха — Михаила Романова — положило начало восстановлению страны после Смутного времени. По восшествии на престол царь не забыл о заслугах ярославцев, в дальнейшем оказывая городу содействие и поддержку.

В «ожерелье» русских городов вокруг Москвы, получившем красивое название «Золотое кольцо России», Ярославль часто сравнивают с неповторимой красоты жемчужиной. Город по праву входит в сокровищницу мирового культурного наследия. Расцвет Ярославского зодчества начался в XVI-XVII веках, и связано это было с бурными темпами развития города как крупнейшего торгового, промышленного, транспортного центра страны, его возросшим политическим авторитетом после преодоления Смуты. Ярославль того времени был вторым по величине городом России после Москвы. В это время проявился самобытный характер его архитектуры: обилие декора, соборный, величественный тип храмов, грандиозность стенных росписей, особая торжественность икон. Восхищающая своими фресками церковь Ильи Пророка, уникальный 15-купольный храм Иоанна Предтечи встали в один ряд с произведениями мировой архитектуры.

Первые каменные жилые дома города — ценнейшие памятники российского гражданского зодчества. Центральная часть Ярославля, построенная по утвержденному Екатериной Великой регулярному плану 1778 года, является замечательным образцом градостроительного искусства эпохи классицизма. Строения в стиле модерн рубежа XIX-XX столетий — настоящие архитектурные жемчужины городского пейзажа. Радиально-кольцевая застройка города сохранилась до наших дней и стала настоящей «изюминкой» градостроения не только Ярославля, но и всей России.

На протяжении всей своей истории Ярославль принимал деятельное участие в защите родной земли от внешних врагов. Заслуги ярославцев перед Отечеством, их героические подвиги в переломные моменты истории являются достойным примером для нынешних поколений, воспитывая в гражданах чувство гордости и патриотизма.

Ярославль — центр Ярославско-Ростовской епархии с более чем тысячелетней историей. Епархия всегда была известна подвижниками: трое архиереев, возглавлявших ее в разные периоды истории, были посвящены в сан Патриарха Московского и Всея Руси, восемь причислены к лику святых. Многие имена, священные для россиян, связаны с ярославской землей: святитель Леонтий Ростовский, один из первых проповедников христианства на Руси; высоко чтимый россиянами преподобный Сергий Радонежский; защитники Отечества — благоверный князь Александр Невский и адмирал Федор Ушаков и многие, многие другие.

XVIII век стал переломным для города. Со строительством Санкт-Петербурга, происходит экономическая переориентация города с торговой на производственно-промышленную основу. Ярославль — один из важнейших центров зарождения промышленности в России. В начале XVIII века по указу Петра I была основана Ярославская Большая Мануфактура — одно из крупнейших полотняных производств страны. В XIX столетии продолжилось активное развитие промышленности, которое привело к созданию крупных предприятий. Основу экономики города составляли текстильные, табачные, химические и металлообрабатывающие предприятия.

Уникальная градостроительная структура Ярославля получила признание мирового культурного сообщества. Решением 29-й сессии Комитета Всемирного наследия ЮНЕСКО в 2005 году исторический центр города включен в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО как памятник градостроительства. Ярославль стал третьим российским городом после Санкт-Петербурга и Великого Новгорода, включенным в почетный список мировых памятников архитектуры. В зоне ЮНЕСКО нашего города расположено 140 памятников архитектуры, включая уникальные храмовые сооружения XVI-XVIII веков.